МБДОУ г. Мурманска №76

 

 

 

 

              

#ГПН_2023 #ГодПедагогаНаставника

 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

ЖИЗНЬ БЕЗ НАРКОТИКОВ

МБДОУ г. Мурманска № 76

183005, г. Мурманск, пер. Охотничий, д.6

Телефон

8 (8152) 47-92-92

8 (8152) 47-90-58

Факс 8 (8152) 47-92-92; 8 (8152) 47-90-58

Эл. почта mbdou76d@mail.ru

Страничка учителя-логопеда

Уважаемые посетители!

Рады приветствовать Вас на нашей странице!

Страничка предназначена для родителей, детей, коллег и для тех кому интересен мир детства. Будем рады, если посетите страничку. Вы найдете для себя что-то новое, полезное, интересное!

Приятного просмотра!

Апрель 2024 г.

"Помогите малышу заговорить!"
СОЗДАНИЕ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ.
С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов).
При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие.
Приведем примеры проговаривания взрослым различных ситуаций.
УМЫВАНИЕ.
—Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо — вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.
СБОРЫ НА ПРОУЛКУ.
Все необходимые вещи разложены на стульчике.
—Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны—вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку. И т.д.
НА ПРОГУЛКЕ.
Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал —. и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листьев. Покажи как много листиков и т.д.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ОБЕДА.
Во время совместного приготовления еды соблюдайте осторожность, страхуйте ребенка.
—Я готовлю суп. Будешь мне помогать? Вот кастрюля. Нальем в кастрюлю воду и поставим на плиту. Будем варить суп. Вот картошка. А это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я нарезала картошку, смотри, получились кусочки. А ты бросай кусочки картошки в кастрюлю. Осторожно, плита горячая! А это что? Морковка и лук. Бросай в кастрюлю. Теперь давай помешаем. Чем будешь суп мешать? (Предложите ребенку на выбор вилку, ложку, лопатку, половник) А теперь посоли суп. Вот так.
ПОСТРОИМ ДОМ.
Используется набор деревянных или пластмассовых кубиков.
— Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков дом. Какой будет домик — большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда...
Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.

Март 2024г.

Готовность ребёнка к школе глазами детского врача невролога.

Когда я на приёме спрашиваю родителей семилетнего ребёнка, собираются ли они в этом году в школу, то, как правило, слышу недоумевающий ответ: «Конечно. Он уже умеет читать, считать.» Я делаю паузу и начинаю спрашивать жалобы, с которыми родители будущего первоклассника решили перед школой обратиться к неврологу.
И тут на меня вываливается воз и маленькая тележка жалоб и претензий к ребёнку: гиперактивный, неусидчивый, невнимательный, рассеянный, отвлекаемый, плохо запоминает, плохо рассказывает, не хочет заниматься, неаккуратный, плохо говорит, плохо общается с детьми и т.д. и т.п. И в заключении всегда звучит совсем не риторический вопрос: «Вот мы и думаем, а, сможет ли он учиться?»
Про себя, я конечно же, вздыхаю и хочется сказать в ответ, что этот вопрос нужно было задать намного раньше. Но, к сожалению, большинство родителей задумываются об этом лишь непосредственно перед школой.
Как-то так сложилось, что все считают, что ребёнок автоматически к 7 годам вырастает в ученика. Родители стараются «подложить соломки», научить заранее читать, считать, писать и …. успокаиваются: «План выполнен. Теперь наше чадо не хуже других. Умеет читать, значит сможет грызть гранит науки самостоятельно.» И прикрепляется нимб «Он у нас умненький!». И надев на плечи рюкзак, вручив букет с гладиолусами, провожают к воротам школы.
И вроде они правы, но вот почему-то чадушко не хочет вгрызаться в гранитный камушек. Несмотря на ум. «Не хочу, не буду, у меня не получается, потом.» и прочие отговорки. Лишь бы увильнуть, отлынить и заняться игрой, уставиться в телефон, телевизор. И ему прикрепляется клеймо: «Лентяй!»
И дальше в семье разворачивается сценарий «война и немцы». Воюют все. Кто кого считает немцем, уже не разобрать. Но плачут все вместе.
Так почему же умненький и сообразительный от природы ребёнок не сподобился к семи годам переродиться в достойного ученика?
Потому, что его нервная система не дозрела к этому возрасту.
Дорогие родители! Готовность к школе не подразумевает только лишь наличие интеллекта. «Он у меня умненький» - это замечательно! Интеллект- это первостепенно. Но для того, чтобы учиться хорошо в школе, Ваш ребёнок должен обладать ещё много чем: должен быть физически крепким, иметь хорошую крупную и мелкую моторику, хорошо говорить, владеть всеми умениями и навыками по возрасту (навыки самообслуживания, опрятности), обладать желанием и предпосылками учебной деятельности ( любознательность, усидчивость, внимательность, самооорганизованность), адекватно себя вести и контролировать своё поведение, уметь налаживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, обладать достаточно зрелой эмоционально-волевой сферой соответственно возрасту.
Большинство критериев готовности к школе, которые я описала, способны сформироваться лишь при условии здоровой нервной системы и адекватного воспитания. А не ограничиваться лишь знанием букв и цифр.
А если же прочитав эту статью Вы поняли, что Ваш ребёнок не дозревает до школы, то визит к неврологу не стоит откладывать надолго. Как можно быстрее нужно выяснить, почему же нервная система не торопится зреть.
Единственное, на что я надеюсь, что ему идти в школу не через две недели .
Для выяснения причин и дозревания нервной системы требуется время.
Готовьте сани загодя, Господа Родители.

 

Февраль 2024 г.

Нарушения звукопроизношения, каша во рту, не запоминает буквы, рассеян, пишет левой...

Система речи. Ольга Мордашова

Нарушения звукопроизношения, каша во рту, не запоминает буквы, рассеян, пишет левой...
     Традиционная практически августовская публикация. Я за годы практики повидала всякое, и поэтому сегодня представляю вашему вниманию десять пунктов, говорящих нам о том, что несмотря на достижение ребенком школьного возраста, со школой лучше годик подождать. Сразу оговорюсь, что эти пункты справедливы именно для школы как системы. Если вашему ребенку почти семь, какому-то из пунктов он соответствует, в школу пока не идет, но вы подумываете начать осваивать с ним программу самостоятельно, или если вы вообще планируете семейное обучение в своем темпе - на здоровье. Над вами никто не будет стоять с дубиной оценивания, пробуйте, пытайтесь,смотрите, что идет, а что не очень. А в школу лучше пока не надо.
                                                                 Итак, лучше на год позже, когда:
1. У ребенка в семь лет сохраняются какие-либо нарушения звукопроизношения. При этом во всех остальных сферах ребенок вроде бы совершенно обычный, возможно даже весьма разумный и уже вовсю читает и считает. Но все же, если нарушения звукопроизношения не скорректированы до школы, как минимум ему могут грозить стойкие акустические ошибки на письме по принципу "как говорю, так и пишу", как максимум - это оставшееся нарушение произношения может говорить нам о некоторой пока еще недозрелости, которую вне ситуации структурированного обучения совершенно не видно, но которая обязательно проявится в школе. 
2. Если у ребенка когда-либо стоял в карте такой диагноз, как ЗРР - задержка речевого развития. Даже если, как и в предыдущем пункте, ребенок сейчас вроде бы совершенно обычный. Такой диагноз как задержка речевого развития ставится в тех случаях, когда эта самая задержка составляет год и более. Часто она преодолевается самостоятельно или при помощи специалистов, и ребенок тоже вроде бы как ребенок... Пока он не оказывается в школе. Поскольку задержка речи всего лишь верхушка айсберга, в школе у такого ребенка могут всплыть истинные причины, эту задержку вызвавшие. Всплыть - и испортить жизнь. Отставание эмоционально-волевой сферы, нарушения поведения, невротические реакции - частые спутники таких детей в школе. И да, этому ребенку тоже часто достаточно всего лишь годик дозреть. Тот годик, на который он когда-то задержался.
3. Если у ребенка дизартрия. Дизартрия - диагноз пожизненный и, казалось бы, если она уже есть, если ребенок занимался со специалистом и нарушения звукопроизношения максимально скорректированы, если ребенок в целом вполне разумен и к школе вроде бы готов - чего тянуть-то? Все же полезнее будет потянуть, не забывая о том, что дизартрия все таки - поражение головного мозга. Дети с дизартрией практически всегда астеники и метеопаты, развивающиеся в ситуации обкрадывания мозга. Грубо говоря на обычную жизнь этим детям требуется больше ресурса, чем людям без такого диагноза, точно так же как совершенно обычная на слух речь дается таким детям с бОльшими усилиями, чем нам с вами. Кому-то из них тяжело рано встать, кто-то не может вовремя лечь, кто-то, устав после школы, намертво зависнет над домашкой, а кто-то будет маскировать смертельную усталость повышенной активностью, и в один прекрасный момент либо сляжет, либо уйдет в стойкий невроз. Ребенку с дизартрией тоже лучше дать годик форы - и этот годик посвятить не буквам и цифрам, а общему максимальному оздоровлению.
4. Если у вашего ребенка есть диагноз, или подозрение на СДВГ. Думаю, тут комментарии излишни. СДВГ обычно успешно компенсируется примерно к шестому классу, но до него еще надо всем участникам процесса как-то дожить. Всем будет легче, если не к шестому, а к пятому. И такому ребенку будет легче в коллективе сверстников, если он будет старше, потому что дети с СДВГ демонстрируют эмоциональные реакции, свойственные детям более младшего возраста, и бывают плохо приняты сверстниками еще и из-за этого.  
5. Не забываем еще и о существовании СДВ - синдрома дефицита внимания без гиперактивности. Если СДВГ чаще мальчики, то СДВ - вполне тихие девочки, да и мальчики тоже. Тихие и вроде бы вполне усидчивые там, где им интересно. Кто муравьев часами изучает, кто рисует. Но когда дело доходит до школы, выясняется, что ребенок присутствует на уроке лишь телом, голова же его находится в абсолютно другом месте. До школы такие дети практически беспроблемны, и кажется что уж с этим ребенком точно все в порядке - но иногда поступают некоторые звоночки из разных кружков и секций, на которые ребенка отдают. Не слушает, невнимателен, доходит позже всех... Если такое наблюдается - лучше пройти диагностику у нейропсихолога и годик поработать над произвольной организацией психических процессов.
6. Если у ребенка такой диагноз, как моторная алалия. Обычно родителям такого ребенка все очевидно и без моей статьи, и ребенок идет в школу ближе к восьми, а то и девяти годам, и это правильно. Даже при позднем поступлении в школу такой ребенок нуждается в постоянной поддержке специалистов на протяжении всей начальной, а то и средней школы, только при этих условиях осваивая программу общеобразовательной школы. Хорошая новость состоит в том, что осваивает же. Обычную, цензовую. Получает аттестат и в будущем профессию. Но ему все дается гораздо сложнее, поэтому в школу позже на год без вариантов.
7. Если ваш ребенок - левша истинный. Истинные правополушарные люди - в чем-то вечные дети. Школа же - слишком взрослая история, играющая ровно на тех струнах, которые у таких детей фальшивят. В клеточки и прочее квадратно-гнездовое такие дети загоняются с трудом, не говоря уж о чисто практических сложностях. В лучшем случае будет немилосердно тосковать и рисовать в тетрадях прекрасных фей и злобных гоблинов, при этом успешно вроде бы осваивая программу. Успешно - но с лютой ненавистью, которая в будущем на пользу обучению тоже не пойдет. В худшем - и гоблинов будет рисовать, и программу освоит с трудом. Это тот случай на самом деле, когда и через год ничего глобально не изменится, правополушарный человек левополушарным не станет, и слава Богу. В мире разные нужны и важны. Но самоконтроль немножко подтянется, в нежном возрасте оный у левшей всегда страдает. Заодно побольше времени будет вне системы оценивания над зеркальностью поработать. Поверьте, левше гораздо лучше придти в школу уже пишущим, чем там в бешеном темпе учиться. 
8. Если ребенок - левша компенсаторный. Если истинный левша - ребенок своеобразный, но явно развитый, то левша компенсаторный - тот ребенок, который был бы правшой, но что-то пошло не так. У него не левая рука ведущая, а правая пострадала в результате поражения мозга с локализацией в левом полушарии. Обе левые, короче говоря. Обе как-то не очень. Не очень и рисует, не очень и пишет. Это часто так называемые ложные амбидекстры - дети, которым все равно какой. Едят - из левой руки в правую ложку переложили, и дальше едят. И рисуют так же. И пишут. Это - не суперскилл, это дефициты. И в школе они обязательно проявятся. Это дети как минимум дисграфики. А чаще всего еще и вообще программу усваивающие не быстро и не просто. Лучше тоже до школы поучиться писать. Определить ведущую руку принудительно, раз сам никак. Если вообще без разницы - лучше правая, будет проще. Впрочем опять же нейропсихолог вам в помощь. Опасная категория детей в том плане, что их часто считают гениальными из-за их обоерукости. А на самом деле это дети группы высокого риска.
9. Если ребенка пытались научить читать лет в пять-шесть, но ничего не вышло. Интереса к буквам нет, запоминает медленно, забывает быстро, образ буквы не держит. Не может найти нужную букву из других, не может написать, хотя много раз писали вместе. Для ребенка 4-5 лет это нормальное положение дел, если же оно сохраняется и в 6 - далеко не факт, что в семь по мановению волшебной палочки изменится. Диагностика, обучение чтению при помощи специальных методик, и да, на год позже в школу. Потому что эту проблему раньше шести, а то и семи лет вы не увидите. А увидев - должны успеть скорректировать.
10. Ну и напоследок, детям с серьезными нарушениями развития, вроде РАС, ДЦП, нарушениями интеллекта, в школе конечно же раньше восьми лет лучше не появляться. А то и в девять рано. Впрочем это обычно родителям очевидно.
Опять краски сгущает! - скажете вы. Кому тогда вообще в школу в семь можно?! А я всегда говорила и говорю, что современная школа - история для очень здоровых.

Январь 2024 г.

ФРАГМЕНТ КНИГИ "РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ" (под редакцией ак. Н. Н. Володина и ак. В. М. Шкловского).

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ

Возраст от рождения до одного года

     Возраст до одного года называют периодом доречевого развития, во время которого происходит подготовка к овладению речью. С первых дней жизни ребенок интенсивно подготавливает свой артикуляционно-голосовой аппарат к речи. Вначале звуки, которые он издает, производятся рефлекторно. Уже с момента рождения имеются голосовые реакции – крик и плач.
     Эти звуки еще очень далеки от человеческой речи. Но этими сигналами малыш сообщает, что ему плохо, он голоден, болен.
Во время крика и плача происходит тренировка трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. К голосовым реакциям новорожденного также относят кашель, чиханье, звуки при сосании, зевании. Временами новорожденный издает отдельные гортанные звуки, средние между «а» и «э».
    Постепенно устанавливаются ассоциации, ребенок вслушивается в свою речь и речь окружающих. Слуховое восприятие речи весьма специфично, оно присуще лишь человеческому уху. С 1-го месяца малыш успокаивается, когда слышит колыбельную песню.
      Повышенный интерес к человеческой речи в виде реакции сосредоточения появляется на 4 - 5 неделях. Когда взрослый наклоняется над ребенком, ласково разговаривает с ним, он перестает плакать и двигаться, «прислушивается».
      В 5-8 недель в ответ на речь взрослого ребенок улыбается, причем в 5-6 недель это будет реакция «ротового внимания» (он замирает, по круговой мышце рта прокатывается едва заметная волна сокращений, отчего губы слегка выпячиваются вперед), с 8 недель – настоящая улыбка, к 9-12 неделям появляется смех.
   Начиная с 6-8 недели в ответ на попытку взрослого вступить в контакт малыш произносит отдельные гортанные звуки – гуканье (начальное гуление). Истинное гуление (или певучее гуление) появляется на 2-3-м месяце. Ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяжные гласные звуки.
    К 5-6 месяцу характер звуков усложняется. Ребенок неустанно упражняет свой артикуляционно-голосовой аппарат, воспроизводя ряд звуков и их сочетания. Появляются сочетания: «бааа, мааа», «тааа, пааа». Наблюдая за ребенком, можно отметить, что в момент произнесения звуков он притормаживает голосовые движения, как бы прислушиваясь и подражая самому себе, произносит звуки в виде цепочек. Самоподражание в гулении – новое качественное приобретение в психомоторном развитии ребенка.
      Примерно к 5-му месяцу жизни звуко- и слогопроизнесение начинают приобретать некоторое подобие слов, формируется просодическая сторона речи, в частности ее интонационность. К 5-6 месяцам гуление постепенно переходит в ясные и четкие речевые звуки, появляется лепетная речь. Первый лепет состоит из коротких цепочек слогов: ба-ба-ба, ма-ма-ма.Такие лепетные цепочки родители порой принимают за осмысленную речь, но это, конечно, еще не слова.
      К 9 месяцам лепет обогащается новыми звуками, интонациями, перерастает в длинные ряды слогов. Лепет становится постоянным
ответом на голосовое обращение взрослого и сопровождает различные действия с предметами и игрушками. В 9 месяцев ребенок демонстрирует понимание обращенной речи, реагирует на свое имя, воспринимает некоторые простые словесные инструкции и отвечает на них действием («открой рот», «дай ручку», прижимаются щекой к матери на просьбу «поцелуй маму», поднимают голову и глаза к лампе на
вопрос «где огонек?», ищут спрятанную у них на глазах игрушку), при слове «нельзя» перестают тянуться к какому-либо предмету, или прекращают тянуть его в рот.
     Для детей 9-10 месяцев характерен активный лепет, состоящий из 4 - 5 слогов и более. Ребенок эхолалично повторяет за взрослым новые слоги, которые сам ранее не произносил, хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, приветствий, с удовольствием произносит различные восклицания и междометия, сопровождая их выразительной мимикой и жестами.
    Сначала малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К 9-10 месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа).
      Ребенок 11-12 месяцев все чаще обращает внимание на лицо говорящего, начинает кивать головой в знак утверждения и качать ею в знак отрицания. Эти жесты он употребляет как ответ на некоторые вопросы взрослого. Слоги, входящие в лепет, становятся составными частями слов: ма-ма-ма – «мама». У ребенка вырабатывается речевая реакция при виде определенного предмета, то есть для обозначения конкретного предмета он начинает использовать звуковые сочетания, например: машина – «би-би» и др. Одновременно с этим у детей этого возраста обычно проявляется новый интерес – рассматривание книг с картинками. Узнавая на картинках знакомые предметы или показывая их по просьбе взрослого, дети обозначают их лепетными словами.
     К году словарь обычно достигает 8-10, а иногда и большего количества слов (баба, киса, му, бэ и др.), которые имеют конкретное значение. К 1 году ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др. Таким образом, на первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно идет активный процесс развития понимания речи, формируется импрессивная речь. Таковы основные события доречевого периода.

 

ДЕКАБРЬ 2023 г.

"Помогите малышу заговорить!"

Из книги Е. Янушко "Помогите малышу заговорить!"
СОЗДАНИЕ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ.
С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов).
При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие.
Приведем примеры проговаривания взрослым различных ситуаций.

УМЫВАНИЕ.
—Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо — вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.

СБОРЫ НА ПРОУЛКУ.
Все необходимые вещи разложены на стульчике.
—Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны—вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку. И т.д.

НА ПРОГУЛКЕ.
Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал —. и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листьев. Покажи как много листиков и т.д.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ОБЕДА.
Во время совместного приготовления еды соблюдайте осторожность, страхуйте ребенка.
—Я готовлю суп. Будешь мне помогать? Вот кастрюля. Нальем в кастрюлю воду и поставим на плиту. Будем варить суп. Вот картошка. А это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я нарезала картошку, смотри, получились кусочки. А ты бросай кусочки картошки в кастрюлю. Осторожно, плита горячая! А это что? Морковка и лук. Бросай в кастрюлю. Теперь давай помешаем. Чем будешь суп мешать? (Предложите ребенку на выбор вилку, ложку, лопатку, половник) А теперь посоли суп. Вот так.

ПОСТРОИМ ДОМ.
Используется набор деревянных или пластмассовых кубиков.
— Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков дом. Какой будет домик — большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда...

Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.

Ноябрь 2023 г.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Октябрь 2023 г.

Апрель 2023г.

Ребенок не заговорил .Почему?


ПРОШЛИ КУРС ЛЕЧЕНИЯ У НЕВРОЛОГА. РЕБЕНОК НЕ ЗАГОВОРИЛ. ПОЧЕМУ?

МОЖЕТ ЛИ НЕВРОЛОГ ОДИН ВЫВЕСТИ РЕБЕНКА ИЗ АЛАЛИИ?

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ЗАНИМАТЬСЯ С ЛОГОПЕДОМ, ЕСЛИ МЫ ЛЕЧИМСЯ У НЕВРОЛОГА?

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ГОВОРИТЬ, ЕСЛИ И МОЖЕТ?

Уважаемые мамы и папы! Вы должны понять, чтобы ребенок заговорил, нет ни волшебной таблетки, ни волшебной процедуры. Не верьте тому, кто говорит, что после проведения БАК , ТКМП, ТОМАТИС и т.п. всё разрешится само собой.

Эти и другие процедуры иногда просто необходимы, и эффект будет очевидным, но не сразу и только при условии, что с ребенком упорно ежедневно и на протяжении нескольких лет занимаются специалисты, и по их рекомендациям постоянно работаете с ребенком вы.

Необходимо обследование и лечение ребенка неврологом и другими специалистами (мануальным терапевтом, сурдологом, оториноларингологом) , если это потребуется, и коррекционные занятия с логопедом. Иногда к логопеду необходимо подключить нейропсихолога или дефектолога.

И если ваш ребенок не говорит, промедление смерти подобно. Меня удивляют вопросы от мам, дети которых в 4 года и 10 месяцев и в 5 лет не говорят вообще. Как написали мамы, у детей нечленораздельное мычание и вокализации. Извините, но в этом случае надежда на то, что ребенок заговорит вообще и сможет учиться в общеобразовательной школе, крайне призрачна, потому что время упущено. Если ребенок не говорит в пять лет, он отстает от своих сверстников на четыре года не только в речевом, но и в психическом развитии. Вторичное изменение интеллекта у такого ребенка есть однозначно.

Чем раньше Вы увидите проблему и предпримите действия для ее разрешения, тем больше шансов на то, что проблему удастся разрешить. До трех лет это как правило удается. После трех лет надежды на благоприятный исход тают, как снег весной. Все разговоры о соседском мальчике и внучке подруги бабушки, которые заговорили в 10 лет, только смешат специалистов.

Темповая задержка речевого развития в настоящее время очень большая редкость. Сейчас все больше детей имеют специфическую задержку речевого развития, связанную с повреждением нервной системы ребенка во время внутриутробного развития, в процессе родов или в первые месяцы жизни. У части детей с ЗРР крайне замедленный процесс созревания мозговых структур. Все это серьезные причины: поражение ЦНС, недоразвитие головного мозга.

К этому нужно добавить социальные причины: неумение и нежелание родителей заниматься развитием ребенка, читать ему, разговаривать и играть с ним. Печально, но ребенка сажают к экрану гаджета уже в четыре месяца! Уже доказано негативное влияние гаждетов на речевое и психическое развитие малышей. До трех-пяти лет гаджеты вообще нужно исключить из жизни детей.

И по поводу детей, которые "ленятся" и "не хотят говорить". Это миф, который придумали для себя родители, не думающие о ребенке. Ребенок не говорит, если не может этого делать! У ребенка серьезные проблемы, если он не говорит. Не оставляйте малыша без помощи. Если у крохи нет фразы из двух слов, бейте тревогу, поднимайте на ноги всех специалистов. Если врачи говорят, что нужно ждать до трех лет, обращайтесь в отдел здравоозранения, в министерство.

Не лишайте своих детей будущего! Если у ребенка есть проблема, его мама и папа должны прийти на помощь первыми. Успехов вам, сил и терпения!!!

Март 2023г.

Нищева Н. В. РОДИТЕЛЯМ НЕГОВОРЯЩИХ МАЛЫШЕЙ. КОГДА ЛУЧШЕ НЕ СПЕШИТЬ

РОДИТЕЛЯМ НЕГОВОРЯЩИХ МАЛЫШЕЙ. КОГДА ЛУЧШЕ НЕ СПЕШИТЬ
Привожу фрагмент ответа уважаемого мною невролога М. А. Афанасьевой на вопрос родителей неговорящего малыша.
Здравствуйте. Я уже неоднократно писала, что стимулирование головного мозга для форсирования речевого развития не приводит к должному результату.
Если есть задержка речевого развития, то она ведь по какой-то причине формируется. А бездумная бомбардировка головного мозга ноотропами лишь возбуждает его.
Вместо того, чтобы лечить, восстанавливать, Вы нахлестываете его, как больную лошадь. В конечном итоге, ресурсы его истощаются. И идёт откат. Это точно также, как заставлять ходить или прыгать на сломанной ноге, вместо того, чтобы сначала приложить усилия для сращивания кости.
Нарушение развития головного мозга, в основном, связаны с сосудистыми и ликвородинамическими нарушениями. И если эти нарушения не лечить, то должного эффекта от стимуляции и от занятий Вы не получите. Эффект будет, но не тот, который Вы ожидаете увидеть.
И ещё. Терпение, терпение и труд и ещё раз труд. Только так можно справиться с проблемами в развитии детей.
Всем хочется, чтобы дети росли сами по себе, чтобы проблем у них не было, или проблемы решались быстро, без особых усилий. На первом году большинство родителей ничего не делает, потом пожинают плоды «ничегонеделания», потом всем хочется, чтобы проблемы быстренько разрулились. Так не бывает. В детей нужно вваливать с самого рождения. Ваш родительский труд с рождения малыша украсит развитие Вашего ребёнка в будущем.
М. А. Афанасьева
Я согласна с Майей Алексеевной. Не спешите пичкать ребенка ноотропами, тащить его на БАК, ТКМП, магнитную стимуляцию и другие процедуры. Помните, что нет ни волшебных процедур, ни волшебной таблетки, ни волшебного укола. Если ребенок не говорит, есть серьезная проблема. Только у двух-трех детей с ЗРР задержка носит функциональный характер и легко преодолевается, а у 97 из ста в основе - серьезная патология.
Сначала найдите хорошего невролога, который назначит ребенку все необходимые исследования, поставит диагноз, проведет лечение, и только потом будет стимулировать головной мозг малыша.
Даже если ваш ребенок занимается с хорошими специалистами: нейропсихологом, логопедом, дефектологом - вы тоже должны заниматься с ним каждый день до мокрой спины. Поверьте моему опыту, если вы махнете рукой:" Я плачу деньги, а занимаются пусть специалисты!" - Ничего хорошего не получится. От специалистов, которые сделают для ребенка все, что могут, ребенок уйдет, а с вами будет всю жизнь. И потом вы будете винить себя за свою родительскую лень. Помните, что ничего важнее вашего ребенка у вас нет и не будет. Успехов вам и вашим детям.

ГАДЖЕТЫ и ДЕТИ

ГАДЖЕТЫ и ДЕТИ
Из публикации Горелик Елена Анатольевны
Врача-педиатра, консультанта по грудному вскармливанию и прикорму, эксперта в области гаджетзависимости у детей.
Мне казалось, что вопрос с гаджетами освещается достаточно. Много информации на эту тему у меня на страничке и у моих единомышленников.
Но, ежедневное общение с родителями показывает разные стороны этого вопроса.
Вот недавняя история. Во время обхода захожу я в палату, где лежит один из маленьких пациентов, ему всего 3 месяца. Он лежит на кровати, ручками-ножками шевелит, смотрит на маму, радуется и улыбается - «комплекс оживления» - он в этом возрасте яркий, это норма. А мама рядом с его личиком, всего на расстоянии взрослой ладони, держит свой телефон с включенными мультиками, пытаясь поймать взгляд ребенка и «прилепить» его к телефону.
- Вы что делаете?! - спрашиваю, подходя
- Я ему мультики показываю, - гордо отвечает мама
- А зачем?
- Моя сестра так делает, ее ребенку тоже 3 месяца и она показывает мультики.
- Вы знаете, что маленькому ребёнку нельзя смотреть их да еще так близко?
- Нет, не знаю, у меня первый ребёнок, я не знаю. Что тут такого?

Другая мама 9-месячной малышке дает свой сенсорный телефон со словами «На, на, это твой, не плачь», та его хватает, облизывает, а чтобы ребенок не плакал включает мультики.
Дальше у нас происходят беседы о том, почему гаджеты нельзя детям, особенно малышам раннего возраста (тем более грудного), про формирование органа зрения и другие особенности созревания нежного и ранимого возраста, про научные статьи и исследования, современные мультики и тд. И конечно о том, когда и как правильно показывать мультики так чтоб полезно было, а не вредно. А самый главный, пожалуй, акцент здесь на то, что малышу не нужны гаджеты, а нужна счастливая спокойная мама, которая разговаривает с ним, поет песенки и потешки, а еще важны игры в погремушечки, выкладывание на животик и тд, проведение простого материнского массажа.
В помощь еще приходит методичка с подборкой статей о гаджетах.
Мамы говорят, что все понимают… Информацию довожу до них. А дальше - это уже ответственность родителя, взрослого человека, который хочет чтобы ребенок рос здоровым.
Один коллега как-то сказал, что мол сейчас начинает рожать поколение 2000х, взрощенное в расцвете гаджетов и егэ, и какое поколение после этого будет? Неизвестно. А еще, что таким образом идет естественный отбор в новом меняющемся мире, где выживет тот, кто умеет справляться со стрессом, адаптироваться, всестороннее и творчески развиваться, находить нужное и главное в большом потоке информации, сохранять внутреннее спокойствие. А этому можно научиться активно взаимодействуя только с живым миром с самого раннего возраста, сохранить естественный познавательный интерес, а в виртуальном это сделать не удасться.
Знаете, друзья, да, поколения наши сильно отличаются: условия жизни, образования и многие-многие факторы на это повлияли.
Но! Сегодня можно увидеть бабушку, которая играет с внуками, читает им книжку и печет пироги, а можно увидеть бабушку, которая включает планшет внуку, а на день рождения дарит ту самую деструктивную игрушку, «покупая» таким образом любовь…
Можно увидеть молодую мамочку, которая слушает курсы психолога по развитию ребенка и создает правильную среду для первенца, а можно совершенно другую картину, описанную выше.
Здесь дело больше, чем в поколениях. Дело в осознанности. Всегда, прежде, чем что-то сделать, стоит задаться вопросом «а это вредно или полезно?», «а как правильно?». Незнание не освобождает от ответственности, тем более сегодня, когда очень много есть информации для правильного и гармоничного развития ребёнка. Нужно только ее найти, принять и внедрять в жизнь.

 

 

 

 

ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Нищева Н. В.

    ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНОГО ГЕНЕЗА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    Фрагмент выступления Н. В. Нищевой на Третьем петербургском логопедическом салоне. При использовании ссылка обязательна.
    Заключение о ЗРР делается детям раннего дошкольного возраста с 21 одного месяца до 36 месяцев. Особые споры вызывает вопрос о том, применим ли это термин ко всем случаям ненормативного речевого развития детей или может быть использован только к случаям истинной задержки, когда возможна компенсация. Еще совсем недавно ЗРР трактовалась именно как временная, обратимая приостановка развития речевой функции ребенка вследствие нарушения биологических факторов.
    В настоящее время считается, что ЗРР может быть, как функционального, так и органического характера.
    Исследования доказывают, что группа детей раннего дошкольного возраста с ЗРР неоднородна, дети различаются не только по уровню речевого развития, но и по уровню моторного, познавательного, социального развития.
    В настоящее время к группе детей с ЗРР относят детей с первичными нарушениями речи (дизартрией, алалией, ринолалией и др.), детей с нарушениями интеллектуального развития, с нарушениями слуха, РАС, речевые нарушения которых очевидны уже в первые годы жизни.
    Функциональная задержка развития речи характеризуется более медленными по сравнению с нормальным развитием темпами усвоения родного языка. При такой задержке развития речи наблюдается равномерное отставание в формировании всех компонентов языка: лексики, грамматики, фонетики и фонологии. Характерно позднее появление первых слов и фраз в онтогенезе.
    При задержке речевого развития до двух лет отсутствует или крайне ограничен пассивный словарь, в активном словаре вокализации или отдельные слоги, отсутствуют коммуникативные жесты; после двух лет крайне бедный как пассивный, так и активный словарь, отсутствие двухсловных высказываний; после двух с половиной лет – тенденция к конечному открытому слогу, большой разрыв между пассивными активным словарем, стойко сохраняющиеся слова из «языка нянь», сохранение «телеграфного» стиля, отсутствие предлогов (Александрова Л. Ю., Ваторопина С. В. Дифференциальная диагностика ЗРР и индивидуальных речевых различий).
    Большинство исследователей (Е. Ф. Архипова, О. Е. Громова, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева) используют этот термин исключительно к речи детей до трех лет. Еще раз подчеркнем, что это заключение делается детям с 21 месяца до 36 месяцев, то есть с года и девяти месяцев до трех лет.
    Так как речь является сложной психической функцией, формирующейся на сенсомоторной основе, то недоразвитие или задержанное развитие какого-либо базового компонента, а также их интеграции может вызвать ее задержку.
    Проблемы в развитии слухового, зрительного, тактильного восприятия могут замедлить формирование речи. В таких условиях, как известно, должны сформироваться механизмы компенсации. Это требует дополнительного времени, а иногда и специальной психолого-педагогической помощи, вследствие чего необходимые для речи ассоциативные и иерархические связи между психическими функциями формируются с опозданием.
    Интересно, что, когда речевая функция в конце концов оказывается сформированной, именно она становится мощнейшим средством компенсации сенсомоторной недостаточности.
    Развитие речи тесно связано и с развитием интеллектуальных функций, поэтому дети с задержкой психического развития также часто могут иметь и задержку развития речи. Встречается и наследственный тип позднего развития речи, но это не означает, что ребенок с подозрением на наследственную задержку развития речи не должен получать логопедической помощи.
    Причиной задержки развития речи может быть соматическая ослабленность, вследствие которой задерживается формирование всех психических функций.
    Наконец, задержка развития речи может быть обусловлена социальными причинами, а именно неправильно организованным общением с ребенком, отсутствием адекватных социальных условий для развития его речи. В условиях социальной депривации ситуации общения не возникают, и речевая функция остается невостребованной. В условиях гиперопеки ребенок почти постоянно находится в ситуациях общения, но речевая функция может быть не востребована, если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания.
    Возможна первичная задержка развития даже импрессивной речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку действиями или жестами. При этом ребенок привыкает реагировать не на слово, а на жест, и создается лишь видимость удовлетворительного понимания речи.
    Неблагоприятно для развития речи и частое пребывание ребенка в избыточной информативной речевой среде. Так, например, если ребенок чрезмерно много слышит речь взрослых, общающихся между собой, радио, телевидение, он привыкает не вслушиваться в речь и не придавать слову знакового значения. При этом может наблюдаться такое явление, когда ребенок произносит достаточно длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя речь. Развитие же истинной речи задерживается.
    В соответствии с МКБ-10 детям раннего дошкольного возраста, у которых к четырнадцати-пятнадцати месяцам не появились первые слова, а к 18-20 месяцам не появилась фразовая речь после проведения обследования может быть поставлен диагноз: специфические расстройства речевого развития (СРРР).
    В последнее время количество детей с ЗРР различного генеза значительно выросло и составляет 87 процентов от общего количества детей этого возраста.
    Для детей с ЗРР органического характера специфическим является нарушение речевого онтогенеза в целом, признаки которого можно выявить уже в младенческом возрасте.
    В каждом случае нарушения онтогенеза необходимо установить причину и выяснить, связано ли оно с первичным поражением нервной системы или является результатом других заболеваний, влияющих на психическое развитие. Институтом коррекционной педагогики РАО разработана концепция раннего выявления и коррекции различных отклонений в развитии детей первых трех лет жизни, так как ранняя диагностика и комплексная коррекция позволяют не только скорригировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление дальнейших нарушений, чтобы достичь более высокого уровня развития детей.
    Цифровые технологии тоже имеют прямое отношение в тому, что в последнее время появилось так много детей, которые не говорят ни в два, ни в три года. Родители забывают о том, что речь развивается только в живом общении, сажают детей с полугода к экранам ноутбуков, планшетов, после года дают детям в руки айфоны. А живого общения с ребенком практически нет.
    Ученые относят к факторам, вызывающим нарушения речевого развития, интернет зависимость. Игровая зависимость или интернет зависимость – ЛЕГКО ФОРМИРУЕТСЯ С РАННЕГО ДЕТСТВА. Мозг ребенка восприимчив и пластичен. В гаджете картинки быстро меняются, ярко, красиво, ребенка раннего возраста завораживают эти яркие световые и цветовые пятна, и ребенок получает удовольствие. Дети с пяти-шести месяцев живут в искусственном и красочном мире. Пластичный мозг ребенка при игре в компьютерные игры или при бесконечном просмотре мультиков получает большую дозу дофамина, гормона удовольствия. В реальной жизни возможно получить такую дозу, только лишь принимая наркотики. Страшно, что дофаминовая зависимость формируется уже на первом году жизни.
    Родители отмечают, что ребенок может есть только у экрана гаджета, что его можно успокоить или уложить только с помощью гаджета, что процедуры в больнице можно делать только при включенном гаджете.
    То, что у ребенка будет развиваться речь с помощью гаджета – это самое большое заблуждение родителей. Речь развивается только в живом общении.
    Последние исследования, проведенные в США, доказывают, что у трехлетнего ребенка, который растет у экрана гаджета, речевое развитие задержано в сравнении со средней нормой на полтора-два года, то есть в активной речи у крохи 10—15 лепетных слов.
    Ученые все чаще говорят о том, что вместе с гаджетами в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз.
    Уже в 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией. Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.
    В это сложно поверить, но среднестатистический семилетний европеец уже провел у экранов больше года своей жизни. Хотите сказать, что сейчас совсем другие дети? Да, дети другие, но мозг у них такой же, что был у человека тысячу лет назад, — 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных. Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли, действия, решения сложных задач и глубокие размышления оставляют след в нашем мозгу.
    «Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым», — утверждает британский профессор психологии Таня Бирон. Но с 1970 года радиус активности детей (пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на 90%!
    Мир сжался до экрана смартфона.
     Дети не знают, каково это — бегать под дождем, пускать кораблики, лазать по деревьям или просто болтать друг с другом. Они часами сидят, уткнувшись в свой смартфон. А ведь им необходимо развивать свои мышцы, знать о рисках, которые приготовил для них мир, и просто взаимодействовать со своими друзьями. «Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу», — говорит Сьюзен Гринфилд.
    Как же цифровые технологии могут изменить мозг ребенка? Во-первых, количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений… А то, что не работает, отмирает. Ведь у человека, который перестал ходить, атрофируются ноги? Дети не привыкли запоминать информацию — им проще найти ее в поисковых системах. Вот тебе и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют.
    Родители говорят, что дети стали намного умнее благодаря Интернету? А знаете ли вы, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире.
    Стив Джобс запрещал своим детям в дошкольном возрасте пользоваться айпадом вообще, а другие гаджеты им запрещалось использовать по ночам и в выходные дни. Сыновья создателя сервиса Twitter могут пользоваться своими планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день.
    Повышение уровня жизни тоже сказывается на развитии детей и часто приводит к их инфантилизации. Все больше коллег жалуется на то, что в три-четыре и даже в пять лет дети не умеют жевать, едят только протертую пищу, так как привыкли к еде из баночек. Не развиты жевательные мышцы, которые участвуют в работе артикуляционного аппарата, ребенок не говорит. Мы имеем дело с рукотворной механической дислалией, порожденной ленивыми и нерадивыми родителями.
    Дети первых месяцев жизни проводят все время бодрствования у экранов гаджетов. Коляска с младенцем с прикрепленным перед ним гаджетом - уже не редкость. Четырехлетние дети ходят с пустышками, потому что так они не мешают родителям своими вопросами. Кстати, их приводят в детский сад в памперсах. В четыре года! В норме функция контроля тазовых органов формируется до двух лет Пятилетних детей привозят в детский сад в колясках, потому что так удобно родителям. Шестилетние дети едет только пюрированную пищу. Детей приводят в детский сад с блендером и пожеланием измельчать для ребенка всю еду. Какова роль родителей в возникновении нарушений развития у детей? Давайте задумаемся.

 

 

 

Февраль 2023 г.

"ГИПОКСИЯ У НОВОРОЖДEННЫХ. САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ПЕРВЫЙ ГОД

 
Новая книга у спикеров образовательного портала издателства "ДЕТСТВО-ПРЕСС" доктора психологических наук Виктории Леонидовны Ефимовой и доктора медицинских наук Галины Станиславовны Голосной.
Одно из самых распространенных последствий воздействия гипоксии внутриутробно или во время родов - нарушение моторного (двигательного) развития. Каждое новое движение, которое осваивает малыш, связано с функциональным созреванием мозга. Поэтому задержки или пропуски определенных вех двигательного развития или нарушение их последовательности могут указывать на задержки в развитии определенных структур мозга или нарушениях в их работе. Например, ребенок сначала научился стоять, а только потом садиться, или ребенок не ползает, ползает как-то необычно.
То есть двигательное развитие малыша отражает развитие его мозга.
Важно помнить, что развитие ребенка происходит цефалокаудально, то есть развитие движений начинается с головы. Самые первые движения, которые осваивает новорожденный, - то есть сосательные и глотательные, так как от них зависит его питание, а значит, и выживание.
Дальше освоение движение продолжается сверху вниз, поэтому умением управлять своими руками ребенок овладевает раньше, чем учится сидеть, а умение сидеть предшествует умению ходить.
Сначала ребенок учится держать голову, потом переворачиваться, сидеть, и наконец, стоять и ходить.
Двигательное развитие дает нам представление о том, насколько благополучно развивается мозг ребенка. Именно поэтому неврологи так тщательно оценивают двигательные возможности малышей и их мышечный тонус.
В двенадцать месяцев дети начинают самостоятельно ходить. Этот сложный процесс полностью поглощает малыша. Может показаться, что развитие речи в этот период останавливается. Самостоятельная ходьба расширяет исследовательские возможности ребенка, но в то же время взрослым приходится ограничивать его инициативу. Это создает новые ситуации для общения.
Если ребенок развивается без особенностей, в 12 месяцев он использует:
-указательный жест;
-жесты, заменяющие слова;
-не менее десяти простых слов.
Что должно насторожить?
-Отсутствие указательного жеста.
-Если ребенку что-то нужно, он не пытается об этом сообщить жестом или словами.
-Ребенок использует руки взрослого как манипулятор.
-Лепет не усложняется, не переходит в слова.
-Ребенок не отзывается на имя.
-Крик остается основным средством общения.

СНОВА О НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЯХ

 СНОВА О НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЯХ     Н. В. Нищева

 В сообществе "Воспитание детей с ОВЗ", который позиционирует себя как ресурс для коррекционных педагогов и родителей детей с ОВЗ, я увидела пост для родителей вот такого содержания: "Родителям стоит забеспокоиться, если ребенок не начал разговаривать в 2-3 года. Однако паниковать не нужно. Часто взрослым просто не хватает времени на дополнительные упражнения и обучение малыша, что очень влияет на темп его развития".
Как специалист может написать такую чушь? Или все-таки на этом портале работают просто люди, решившие хорошо подзаработать на том, в чем совсем не разбираются? Не случайно же, на этом портале нет авторских материалов. Все, что размещается, собрано на просторах интернета, часто без ведома авторов, то есть является по сути дела обычным воровством. Но, собственно, разговор не об этом.
Неговорящий ребенок в два года - это одна история. Неговорящий ребенок в три года - это уже другая история. И если неговорящему ребенку уже в год и девять месяцев, то есть еще до двух лет, делается заключение: Задержка речевого развития (ЗРР), то неговорящему ребенку трех лет уже делается заключение: Задержка психоречевого-развития или ставится медицинский диагноз: моторная алалия, сенсорная алалия, дизартрия, нарушение речевого развития при расстройстве аутистического спектра и т.п.
В соответствии с МКБ-10 детям раннего дошкольного возраста, у которых к четырнадцати-пятнадцати месяцам не появились первые слова, а к 18-20 месяцам не появилась фразовая речь после проведения обследования может быть поставлен диагноз: специфические расстройства речевого развития (СРРР).
Если ребенок не говорит первых слов ни в год, ни в полтора года, ни в год и девять месяцев, начать нужно с визита к логопеду. Это должен быть логопед, который работает с неговорящими детьми раннего дошкольного возраста. Если логопед, к которому обратились родители, говорит, что нужно подождать до трех-пяти лет, это не логопед. От такого "специалиста" нужно уходить как можно скорее. Специалист, даже если сам не работает с неговорящими малышами, даст родителям молчуна дорожную карту, расскажет, что нужно предпринять.
Родители неговорящего ребенка, конечно, не должны впадать в панику, как вещает не уважаемый мною портал, но должны добиться всех необходимых исследований, чтобы выявить причину задержки речевого развития. Какие это исследования? Каких специалистов нужно посетить?

Вот дорожная карта для вас:
Если ребенок не говорит в два года, необходимо обратиться к следующим врачам-специалистам:
• неврологу;
• оториноларингологу
• сурдологу (потому что иногда причина задержки речевого развития – это нарушение слуха);
• психиатру.
Если участковый педиатр сочтет нужным, он направит ребенка еще и к генетику, гастроэнтерологу, аллергологу, мануальному терапевту и другим специалистам.
По назначению специалистов необходимо пройти все функциональные исследования, которые будут назначены. А это могут быть следующие исследования:
• нейросонография головного мозга(НСГ);
• компьютерная томография (КТ) или магниторезонансная томография головного мозга (МРТ);
• ультразвуковое исследование головного мозга (УЗИ);
• электроэнцефалография (ЭЭГ);
• ультразвуковая диагностика сосудов шеи и головы (УД);
• спондиллография шейного отдела позвоночника в трех проекциях;
• исследования слуха (КСВП, АСВП) и др.
Проводить лечение, назначенное специалистами, в полном объеме.
Сочетать лечение с коррекционными занятиями у логопеда. Если логопедом будет рекомендовано обращение к нейропсихологу или дефектологу, выполнить эту рекомендацию и начать занятия с нейропсихологом или дефектологом.
В соответствии с рекомендациями логопеда организовать домашние развивающие занятия с крохой, сопровождать весь процесс ухода за ребенком потешками и пестушками, петь ребенку колыбельные, читать русские народные сказки, играть в игры с пальчиками, подвижные игры, игры для развития сенсорики.
Абсолютно исключить пребывание ребенка у гаджетов. И не говорите что ребенок привык. Это вы его приучили! И это только ваша вина! И это могло усугубить ситуацию с задержкой речевого развития. Ограничить время пребывания ребенка у экрана телевизора до десяти минут при условии, что это будет просмотр соответствующих возрасту ребенка мультфильмов. Помните, что проблемы с сенсорной интеграцией часто становятся одной из причин отсутствия речи у малыша. А проблемы с сенсорной интеграцией возникают именно потому, что ребенок живет не в реальном, а в виртуальном мире.
Да, не нужно впадать в панику, но уповать на то, что домашние игры с неговорящим малышом запустят у него речь, даже не смешно, а крайне вредно.
Нельзя терять ни месяца, ни недели, ни дня! Нельзя придумывать для себя отговорок и сочинять мифы. Нужно активно действовать, искать нужных специалистов, проводить необходимые исследования, начинать лечение по назначению специалистов и занятия со специалистами. Домашние занятия тоже должны проводиться под руководством логопеда, иначе они могут иметь обратный эффект. И об этом мы поговорим завтра.
И еще мое личное мнение. Не спешите, если вам будут предлагать обучение малыша альтернативной коммуникации. Я не считаю альтернативную коммуникацию одним из средств вызывания речи у неговорящего ребенка. Нужно до последнего биться над вызыванием активной речи, расширять пассивный словарь ребенка, использовать все возможное и невозможное. Если мы будет предлагать малышу альтернативную коммуникацию, зачем ему говорить? Он будет реагировать не на слово, а на картинку.


Н. В. Нищева

Январь 2023г.

Нищева Н. В.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЕТСКОГО НЕВРОЛОГА
И. О. ЕФИМОВ, детский невролог, руководитель клиники "Доктрина", СПб.
Из выступления на Первом петербургском логопедическом салоне.
Любой неврологический диагноз, поставленный ребенку, означает только одно: работа мозга дезорганизована. Именно из-за этого ребенок не может научиться говорить, странно себя ведет, плохо спит, плохо учится и т. д. Поэтому нет смысла фиксироваться только на диагнозе – лечить аутизм, алалию или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Нужно найти конкретные дефектные звенья в работе мозга и по возможности стимулировать их развитие. Многие диагнозы при таком подходе со временем снимаются.
Консультация невролога начинается с осмотра ребенка. Затем проводится необходимая аппаратная диагностика. После этого невролог сопоставляет данные осмотра и диагностики и при необходимости назначает медикаментозное лечение. Все это происходит во время одного визита в клинику. В итоге вы получаете план лечения на срок от трех до шести месяцев.
ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММА (ЭЭГ)
КОМУ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРОЙТИ ЭТО ИССЛЕДОВАНИЕ?
Детям с судорожными состояниями (в том числе и однократными фибрильными судорогами), эпилепсией, тиками, головными болями, обмороками, нарушениями сна. А также детям с задержкой психического развития, нарушениями развития аутистического спектра, задержкой развития речи, алалией, дизартрией, заиканием, дислексией и дисграфией; младенцам, родившимся в результате тяжелых родов.
ЧТО ЭТО?
Электроэнцефалография (ЭЭГ) – это регистрация суммарной электрической активности нервных клеток мозга, которая подчинена определенным ритмам и изменяется при судорожных состояниях и эпилепсии. ЭЭГ также отчасти отражает степень зрелости мозга.
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
У ребенка может быть предрасположенность к судорогам. Очень важно вовремя провести диагностику и предотвратить возникновение судорог. Особенно если они уже были ранее (даже один раз), так как каждый последующий приступ ухудшает состояние мозга. Некоторые виды лечения противопоказаны таким детям. Лечение судорожных состояний также необходимо контролировать с помощью ЭЭГ. Кроме выявления судорожной готовности, ЭЭГ позволяет отслеживать динамику развития мозга.
КАК ПРОВОДИТСЯ ИССЛЕДОВАНИЕ?
На голову ребенка надевается специальный шлем из кожаных полосок с резинками, под которые ставятся датчики. Исследование абсолютно безопасно и безболезненно. Во время исследования проводится проба с мигающим светом и дыхательная проба.
НЕЙРОСОНОГРАФИЯ (НСГ)
КОМУ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРОЙТИ ЭТО ИССЛЕДОВАНИЕ?
Всем детям до года. Детям с головными болями, метеозависимостью, нарушениями речи и поведения, нарушениями развития аутистического спектра.
ЧТО ЭТО?
Нейросонография (НСГ, УЗИ мозга) – это ультразвуковое исследование, которое позволяет врачу увидеть картинку мозга. Оно абсолютно безвредно, не требует наркоза и гораздо дешевле, чем, например, МРТ.
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
У детей до года два исследования НСГ и УЗДГ позволяют выявить нарушения внутричерепного давления. Без проведения этих двух исследований возможна ошибка в диагнозе, так как желудочки мозга могут быть увеличены при нормальном и даже низком внутричерепном давлении. НСГ позволяет увидеть также структурные нарушения мозга.
Подробнее о внутричерепном давлении.
КАК ПРОВОДИТСЯ ИССЛЕДОВАНИЕ?
Исследование проводится с помощью ультразвукового датчика. У детей до года он прикладывается к родничку, у детей старше – к виску. Исследование занимает 10–15 минут. Оно абсолютно безвредно и безболезненно.
УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДОПЛЕРОГРАФИЯ (УЗДГ)
КОМУ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРОЙТИ ЭТО ИССЛЕДОВАНИЕ?
Кому рекомендуется пройти это исследование? Всем детям до года, родившимся в результате тяжелых родов. Детям старше года с головными болями, метеозависимостью, вегетососудистой дистонией, нарушениями поведения, речи, внимания, повышенной утомляемостью, астеническим синдромом, нарушениями сна.
ЧТО ЭТО?
Проводится ультразвуковое исследование кровеносных сосудов головы и шеи. Оценивается состояние артериальной и венозной систем кровообращения. УЗДГ также позволяет определить прочность кровеносных сосудов.
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
Нормальное кровоснабжение необходимо для правильной работы мозга. Как правило, любая патология нервной системы сопровождается нарушением артериального кровоснабжения мозга или венозного оттока крови от мозга. У детей чаще встречается нарушение венозного оттока. Из-за этого появляются головные боли, метеозависимость, носовые кровотечения, астенические состояния, нарушения памяти и внимания. Диагностика венозного оттока у детей особенно сложна и требует высокой квалификации врача.
КАК ПРОВОДИТСЯ ИССЛЕДОВАНИЕ?
Ультразвуковой датчик, похожий на карандаш, прикладывается к шее либо к виску ребенка. Исследование совершенно безболезненно и безопасно.
ВЕГЕТО-СОСУДИСТАЯ ДИСТОНИЯ
КАК ПРОЯВЛЯЮТСЯ НАРУШЕНИЯ?
Ребенок часто жалуется на головокружения и головные боли. Реагирует на изменения погоды. Вялый, быстро устает, невнимательный. Нарушен сон, плохой аппетит. Возможны колебания артериального давления. Потеют стопы, ладони. Иногда без видимых причин незначительно, но надолго повышается температура.
В ЧЕМ ПРИЧИНА НАРУШЕНИЙ?
Самая распространенная причина - гипоксия (кислородное голодание) ствола головного мозга во внутриутробном периоде развития или в родах. А также нарушение кровоснабжения ствола.
ДИАГНОСТИКА:
• АСВП
• ЭЭГ
• Допплерография
• Нейросонография
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Существуют разные подходы к лечению вегето-сосудистой дистонии. Но выраженный эффект дает только то лечение, которое направлено на устранение причины нарушений. То есть лечение, направленное на нормализацию работы ствола головного мозга.
Невролог на основе результатов диагностики составляет программу реабилитации для вашего ребенка. В нее могут войти следующие методики:
• медикаментозное лечение
• лечебная физкультура с ДФН
• классический массаж с акцентом на воротниковую зону
• мануальная терапия
• иглорефлексотерапия
ПОВЫШЕНИЕ ВНУТРИЧЕРЕПНОГО ДАВЛЕНИЯ
КАК ПРОЯВЛЯЮТСЯ НАРУШЕНИЯ?
Ребенок до года — постоянно плачет, не спит или спит только на руках, плохо сосет, срыгивает, остро реагирует на изменения погоды
Ребенок от года и старше — реагирует на изменение погоды, тяжело просыпается по утрам, быстро утомляется, жалуется на головную боль, часто бывает рвота, ребенка укачивает в транспорте даже во время коротких поездок.
В ЧЕМ ПРИЧИНА НАРУШЕНИЙ?
Обычно эта проблема связана с нарушением оттока венозной крови из головного мозга на шейном уровне.
ДИАГНОСТИКА:
• Допплерография
• Нейросонография
• ЭЭГ
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Как только будет восстановлен нормальный отток венозной крови из головного мозга, состояние и поведение ребенка нормализуются. Для закрепления результатов лечения необходимы занятия лечебной физкультурой.
Невролог на основе результатов диагностики составит программу реабилитации для вашего ребенка. В нее могут войти следующие методики:
• медикаментозное лечение
• лечебная физкультура с ДФН
• классический массаж с акцентом на воротниковую зону
• мануальная терапия
• иглорефлексотерапия